Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» на 2024-2025 учебный год 1 класс Количество часов 33 Классный руководитель: Кадачегов Андрей Александрович, СЗД Является приложением к программе по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» МБОУ «Изыхская СШ», принятой на педагогическом совете, протокол от 02.09.2024 г., утверждённой приказом по школе от 02.09.2024 г. № 2/1. 2024 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Место курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности На изучение курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в I классе отводится 33 часа (1 час в неделю). Курс является линейным. 1.2. Описание учебно-методического комплекта Авторский коллектив Наименование учебника (учебного пособия) Класс Буряк М.В., Шейкина С.А. ЭОР Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников 1 1 Наименование издателя(ей) учебника (учебного пособия) ООО «Издательство «Планета» https://edsoo.ru/ https://spbappo.ru/metodicheskayapodderzhka-pedagogichesk/ 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности Читательская грамотность (1,2,3,4,5,6,7 и 8 занятия): анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность (9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 и 16 занятия): счёт предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность (17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 и 24 занятия): деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность (25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 и 33 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение. 2.2. Формы организации Рабочая программа реализуется при использовании следующих форм организации: игры, беседы, тесты и анкетирование, школьные конференции, соревнование, турнир, практика, решение ситуационных задач. 2.3. Виды деятельности Рабочая программа реализуется при использовании следующих видов деятельности: учебная, учебно-исследовательская, регулятивная, игровая, познавательная, соревновательная. 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. 3.1 Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. 3.2 Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; -– планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: –способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; –способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о роли денег в семье и обществе; – умение характеризовать виды и функции денег; – знание источников доходов и направлений расходов семьи; – умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; – определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; – проведение элементарных финансовых расчётов; Предметные результаты изучения блока «Естественно- научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 4. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Тема урока 1 М. Пришвин. Беличья память. 2 Про беличьи запасы. 3 Беличьи деньги. 4 Про белочку и погоду. 5 И. Соколов-Микитов. В берлоге. 6 Медвежье потомство. 7 Поврежденные и фальшивые деньги. 8 Лесные сладкоежки. 9 Лев Толстой. Зайцы. 10 Про зайчат и зайчиху. 11 Банковская карта. 12 Про зайчишку и овощи. 13 Н. Сладков. Веселая игра. 14 Лисьи забавы. 15 Безопасность денег на банковской карте. 16 Лисьи норы. 17 Обыкновенные кроты. 18 Про крота. 19 Про кредиты. 20 Корень-часть растения. 21 Э. Шим. Тяжкий труд. 22 Про ежа. 23 Про вклады. 24 Занимательные особенности яблока. 25 Полевой хомяк. 26 Про полевого хомяка. 27 Ловушки для денег. 28 Про хомяка и его запасы. 29 Про бобров. 30 Бобры- строители. 31 Такие разные деньги. 32 Материал для плотин. 33 Позвоночные животные. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 По плану 06.09.2024 13.09.2024 20.09.2024 27.09.2024 04.10.2024 11.10.2024 18.10.2024 25.10.2024 08.11.2024 15.11.2024 22.11.2024 29.11.2024 06.12.2024 13.12.2024 20.12.2024 27.12.2024 17.01.2025 24.01.2025 31.01.2025 07.02.2025 14.02.2025 28.02.2025 07.03.2025 14.03.2025 21.03.2025 04.04.2025 11.04.2025 18.04.2025 25.04.2025 16.05.2025 23.05.2025 30.05.2025 По факту