Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаги к успеху» на 2024-2025 учебный год 1 класс Количество часов 33 Классный руководитель: Кадачегов Андрей Александрович, СЗД Является приложением к программе по внеурочной деятельности «Шаги к успеху» МБОУ «Изыхская СШ», принятой на педагогическом совете, протокол от 02.09.2024 г., утверждённой приказом по школе от 02.09.2024 г. № 2/1. 2024 г. Пояснительная записка Данная программа по внеурочной деятельности направлена на удовлетворение потребностей слабоуспевающих учащихся 1 класса в закреплении знаний и умений, выборе форм получения знаний. Для родителей данной категории детей целесообразно создать наиболее комфортные условия обучения своего ребенка, решать социально-педагогический и психологические проблемы детей. Цель программы: - ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку и математике; - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка. Задачи программы: — создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности; — пробуждение природной любознательности; — создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику — вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности. Актуальность: Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам нашей школы - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, с ними необходима систематизированная работа. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность может скоро исчезнуть, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникнуть. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получать постоянную поддержку и помощь от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ученику, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыка. Педагогические технологии, используемые при работе: - индивидуализация образовательного процесса; - обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности; - диалоговая форма обучения; - игровые формы; - памятки, карточки, творческие задания. Формы контроля: - устные и письменные опросы; - самостоятельные и проверочные работы; - предметные тесты; - собеседования; - контрольные работы. Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка. Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития. Планирование различных видов дифференцируемой помощи: 1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание. 2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.) 3. запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно. 4. указание алгоритма решения или выполнения. 5. Указание аналогичной задачи, решенной раньше. 6. Объяснение хода выполнения подобного задания. 7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного. 8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией. 9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания. 10. Выдача ответа или результата выполнения задания. 11. расчленение сложного задания на элементарные составные части. 12. Постановка наводящих вопросов. 13. Указание правил, на основании которых выполняется задание. 14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания. 15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях. Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми 1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр. 2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. 3. При опросе создаются специальные ситуации успеха. 4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. 5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности. 6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала. 7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. 8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников. Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстранённость от мира и его боязнь). Ребёнок испытывает определённые страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсутствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим-либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки. Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей – он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза. В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучать его, т.к. для него главное, чтобы оставили его в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а приспособляться к ним. 1. Не призывать к совести, не читать морали. 2. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т. д. Страх сопряжён с любопытством – помочь преодолеть эту стену. 3. Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности. 4. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги. 5. Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий). 6. Учитывать интерес к точным наукам – математике, физике и т.д. 7. Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков. 8.Отношение к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу. Этапы работы со слабоуспевающими детьми: I. Наметить учащихся со слабой успеваемостью. II. Составление плана работы с детьми. III. Реализация плана в течение учебного года. IV. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы. Содержание программы № 1. 4. Содержание работы Взять на учёт всех учащихся, имеющих «пробелы» в обучении. Проводить собеседования с такими учащимися, контролировать посещение уроков. Анализ успеваемости учащихся. Контроль уровня сформированности УУД у слабоуспевающих учащихся. 5. 6. Учёт промежуточных результатов. Учёт проделанной учителем работы. 2. 3. Сроки Ежегодно Постоян. Еженед. Еженед. 1 раз в месяц 1 раз в месяц Учебно-тематический план 1 класс № Темы работы со слабыми детьми 1. 2. Пропись- первая учебная тетрадь. Счёт предметов. 3. Подготовка руки к письму. 4. Пространственные и временные представления. 5. Обозначение границ предложений на письме. 6. 7. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Слого-звуковой анализ слов. 8. Понятия "равенство" "неравенство" 9. Заглавная буква в именах собственных. 10. Письмо слогов и слов. 11. Состав чисел от 2-10 12. Сравнение строчных и заглавных изученных букв. 13. Понятия "увеличить на,уменьшить на . 14. Единственное и множественное число имён существительных 15. Название чисел при сложении. 16. 17. 18. Списывание слов и предложений с печатного и письменного шрифта. Правописание имён собственных. Переместительное свойство сложения. 19. Правописание сочетаний жи-ши 20. Связь между суммой и слагаемыми. 21. Правописание парных согласных на конце слова. 22. Название чисел при вычитании 23. Запись предложений,оформление границ. 24. Единица массы килограмм. Единица вместимости литр. 25. Списывание текста с образца. 26. Числа от 1- 20 27. Запись предложений под диктовку. 28. Табличное сложение. Дата Кол-во часов 03.09 1 1 10.09 1 17.09 1 24.09 1 01.10 1 08.10 1 15.10 1 22.10 1 05.11 1 12.11 1 19.11 1 26.11 1 03.12 1 10.12 1 17.12 1 24.12 14.01 1 1 21.01 1 28.01 1 04.02 1 11.02 1 25.02 1 04.03 1 11.03 1 18.03 1 01.04 1 08.04 1 15.04 29. Проверочная работа. 30. Табличное вычитание 31. Запись предложений под диктовку. 32. Табличное сложение и вычитание 33. Проверочная работа. 1 22.04 1 29.04 1 06.05 1 13.05 1 20.05 Итого 33 Список литературы 1. Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2012. 2. Русский язык. Рабочая тетрадь 1 класс: / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2012. 3. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2012. 4. Волкова, С. И. Математика. Проверочные работы. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2012. 5. Моро, М. И. Тетрадь по математике. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2012. 6. Моро, М. И. Математика. 1 класс : учеб.дляобщеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2012.