Рабочая программа Разговоры о важном 1 кл.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
на 2024-2025 учебный год
1 класс
Количество часов 33

Классный руководитель: Кадачегов Андрей Александрович, СЗД

Является приложением к программе по внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
МБОУ «Изыхская СШ», принятой на педагогическом совете, протокол от 02.09.2024 г.,
утверждённой приказом по школе от 02.09.2024 г. № 2/1.

2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее – программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована
на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных
требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во
внеурочной деятельности.
Задачей является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе,
человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
 в формировании его российской идентичности;
 в формировании интереса к познанию;
 в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других;
 в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных правовых норм;
 в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
 в развитии у школьников общекультурной компетентности;
 в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 в осознании своего места в обществе;
 в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 в формировании готовности к личностному самоопределению.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям
обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по
обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны
обеспечить реализацию их назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребёнка. Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках,
но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания,
запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит
постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При реализации
содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные,
национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная
образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся,
целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнять которые
предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и
многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные
формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу;
насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность
школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного
флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) гимна Российской Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по
классам, где проходит тематическая часть занятия. При подготовке к занятию учитель должен
внимательно ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо
обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть – мотивационная, вторая
часть – основная, третья часть – заключительная.

Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия, выдвижение
мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала, оценка
которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
Содержания занятий внеурочного курса.
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь позитивный образ будущего – значит понимать, к чему
стремиться, и осознавать, что это придаёт жизни определённость, наполняя её глубокими
смыслами и ценностями. Будущее России – это образ сильного и независимого государства,
благополучие которого напрямую зависит от наших действий уже сегодня. День знаний – это
праздник, который напоминает нам о важности и ценности образования, которое является основой
позитивного образа будущего, ведь в условиях стремительных изменений в мире крайне важно
учиться на протяжении всей жизни, чтобы идти в ногу со временем.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС. Информационное
телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из самых
цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда
неизменными оставались его государственный статус и функции – быть источником достоверной
информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического
мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не
распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с большой
историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки. Вклад РЖД в
совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и
надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной
сферы России. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей страны,
главной задачей которой является производство продуктов питания. Агропромышленный
комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием,
а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское
хозяйство — это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными
технологиями:
роботами,
информационными
системами,
цифровыми
устройствами.
Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий, технологичность и
экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение учителя –
социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В разные
исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие
образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной
деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание истории
страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа мировоззренческого
суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из стратегий
информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и
свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни, умение принимать
решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями
общества – основа взрослого человека. Проекты, в которых младший школьник может проявлять
свою ответственность и заботу о других.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого гражданина страны.
Крепкая семья – защита и забота каждого члена семьи о своих близких. Образ крепкой семьи в
литературных произведениях. Преемственность поколений: семейные ценности и традиции
(любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение
к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам,
забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество, объединяющее
все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные традиции народов России.
Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей и традициями разных народов.
Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются поездки туристов
по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций.

Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад
гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно государство не может обойтись без
налогов, это основа бюджета страны, основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы
создаём будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека, способного
оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для
кого предназначено. Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как
проявление добрых чувств и заботы об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. Материнство – это счастье и
ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни. «Матьгероиня» – высшее звание Российской Федерации. Как поздравить маму в её праздник – День
матери?
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как
социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни.
Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления волонтёрской деятельности:
экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтёрство – возможность заботы
и помощи животным.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди, которые
любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной
жизни и здоровья, спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность
за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые
качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники
будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов от древних
времён до наших дней. Законодательная власть в России. Что такое права и обязанности
гражданина? От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от
проблемы – к решению (позитивные примеры).
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы России. Новый
год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России.
Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История
создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам,
журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени связан с печатью.
Российские традиции издательского дела, история праздника. Издание печатных средств
информации – коллективный труд людей многих профессий. Школьные средства массовой
информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции. История
основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие
годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и самореализации. Наука:
научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку
делают талантливые, творческие, увлечённые люди.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном мире. БРИКС
– символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка
помогает государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в
различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом
союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делается для успешного развития
экономики России? Учиться сегодня нужно так, чтобы суметь в дальнейшем повысить уровень
своего образования, перестроиться на использование новых цифровых технологий там, где их
раньше никогда не было.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный интеллект –
стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и повышающая эффективность
производства. Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при условии,
если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Правила безопасного
использования цифровых ресурсов.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День защитника
Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Защита
Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле,
Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф.
Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.

Арктика – территория развития. Многообразие и красота природы России: представление о
природных особенностях Арктики. Зима в Арктике самая холодная, снежная и суровая. Животные
Арктики. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный
ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития
Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник благодарности и
любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей.
Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье нации,
будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье, спорт как
важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История и традиции
Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и
современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для
творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами. Роль
музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни.
Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным
наследием, страна великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире.
Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и уникальная
страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными, экономическими и
другими ресурсами. Любовь к родному 14 краю, способность любоваться природой и беречь её –
часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает
её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как возникла наша
Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в космос – это результат
огромного труда большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили
первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях невесомости
космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Как
мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития российской гражданской
авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей первых российских
самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной политики
страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской медицины. Технологии
будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и
улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее
призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития общества. Человек
должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и
трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного
успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата, память о
которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память о подвиге нашего
народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех
людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического прошлого, которые
нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские общественные
организации разных поколений объединяли и объединяют активных, целеустремлённых ребят.
Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и
ощущают себя частью большого коллектива. Знакомство с проектами «Орлята России» и
Движение Первых.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для
человека и общества. Духовно-нравственные ценности России, объединяющие всех граждан
страны.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей
Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения
и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной
культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий,
приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной
картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: сравнивать
объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять
существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для
решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать
причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или
знакомых по опыту, делать выводы; определять разрыв между реальным и желательным
состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в
предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, распознавать достоверную
и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим
работником способа её проверки.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать
и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование); готовить небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный
материал к тексту выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать
действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность
выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к
которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной
устной
и
письменной
речи
как
показателя
общей
культуры
человека.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений
устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; формирование
первоначального представления о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и
интерпретации текста.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с
информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать,
анализировать,
использовать
информацию
и
делать
выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и семейным
традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе; формирование чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы; формирование первоначальных
представлений о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы;
формирование основ рационального поведения и обоснованного принятия решений;
формирование первоначальных представлений о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях
населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и
родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в
России, важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России,
основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать,
сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные
признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинноследственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного
края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической,
аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов
образовательной организации и сети Интернет, получения информации из источников в
современной информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе
знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми
вне семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения;
понимание
ценности семьи; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания, осознание, что
оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в
обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда
людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов
«милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить примеры
проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории
России, современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных
материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение
характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать
отличительные
особенности
художественных
промыслов
России.
Музыка:
знание
основных
жанров
народной
и
профессиональной
музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении труда в
жизни человека и
общества, многообразии
предметов
материальной
культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре и спорте,
физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и
навыках, основных физических упражнениях; развитие умения взаимодействовать со
сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№ Наименование разделов Количество
п/п
и тем программы
часов

Основное содержание

Дата

1

Образ будущего. Ко
Дню знаний

1

Иметь позитивный образ будущего – значит понимать, к чему стремиться, и осознавать,
02.09
что это придаёт жизни определённость, наполняя её глубокими смыслами и ценностями.
Будущее России – это образ сильного и независимого государства, благополучие которого
напрямую зависит от наших действий уже сегодня. День знаний – это праздник, который
напоминает нам о важности и ценности образования, которое является основой
позитивного образа будущего, ведь в условиях стремительных изменений в мире крайне
важно учиться на протяжении всей жизни, чтобы идти в ногу со временем.

2

Век информации. 120
лет. Информационному
агентству России ТАСС

1

Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое 09.09
агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно
меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и
функции – быть источником достоверной информации о России для всего мира. В век
информации крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.

3

Дорогами России

1

«Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с большой историей, 16.09
обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки. Вклад РЖД в
совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый
и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие
транспортной сферы России. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом.

4

Путь зерна

1

Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей страны,
23.09
главной задачей которой является производство продуктов питания. Агропромышленный
комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян
продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего
населения планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции
нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными системами,
цифровыми устройствами. Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных
профессий, технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.)

5

День учителя

1

Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение учителя – социальное
служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В разные исторические
времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие
образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной
деятельности школьников.

30.09

6

Легенды о России

1

Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание истории страны,
историческая правда, сохранение исторической памяти – основа мировоззренческого

07.10

суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из
стратегий информационной войны против нашей страны.
7

Что значит быть
взрослым?

1

Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну.
14.10
Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни, умение принимать решения
и осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями
общества – основа взрослого человека. Проекты, в которых младший школьник может
проявлять свою ответственность и заботу о других.

8

Как создать крепкую
семью. День отца

1

Семья как ценность для каждого гражданина страны. Крепкая семья – защита и забота
21.10
каждого члена семьи о своих близких. Образ крепкой семьи в литературных
произведениях. Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь,
взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение к
старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и
дедушкам, забота о них.

9

Твой вклад в общее
дело

1

Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад гражданина в
11.11
благополучие государства и общества. Ни одно государство не может обойтись без
налогов, это основа бюджета страны, основной источник дохода. Своим небольшим
вкладом мы создаём будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад
в общее дело?

10

С заботой к себе и
окружающим

1

Доброта и забота – качества настоящего человека, способного оказывать помощь и
поддержку, проявлять милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого
предназначено. Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как
проявление добрых чувств и заботы об окружающих.

11

День матери

1

Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме, хранительница
25.11
семейного очага, воспитательница детей. Материнство – это счастье и ответственность.
Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» –
высшее звание Российской Федерации. Как поздравить маму в её праздник – День матери?

12

Миссия-милосердие (ко
Дню волонтёра)

1

Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и
02.12
мирное время: примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества
волонтёров. Направления волонтёрской деятельности: экологическое, социальное,
медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтёрство – возможность заботы и помощи
животным.

13

День Героев Отечества

1

Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою
09.12
Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни
и здоровья спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность
за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые
качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО –
защитники будущего нашей страны.

18.11

14

Как пишут законы?

1

Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов от древних времён до
16.12
наших дней. Законодательная власть в России. Что такое права и обязанности гражданина?
От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к
решению (позитивные примеры).

15

Одна страна – одни
традиции

1

Новогодние традиции, объединяющие все народы России. Новый год – любимый
семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Участие
детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История
создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.

16

День российской печати

1

Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам, журналистам, издателям, 13.01.2025
корректорам, – всем, кто в той или иной степени связан с печатью. Российские традиции
издательского дела, история праздника. Издание печатных средств информации –
коллективный труд людей многих профессий. Школьные средства массовой информации.

17

День студента

1

День российского студенчества: история праздника и его традиции. История основания
20.01
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы
– это путь к овладению профессией, возможность для творчества и самореализации. Наука:
научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества.
Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди.

18

БРИКС (тема о
международных
отношениях)

1

Роль нашей страны в современном мире. БРИКС – символ многополярности мира.
Единство и многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам
развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах
жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом союзников и
партнёров. Значение российской культуры для всего мира.

27.01

19

Бизнес и
технологическое
предпринимательство

1

Что сегодня делается для успешного развития экономики России? Учиться сегодня нужно
так, чтобы суметь в дальнейшем повысить уровень своего образования, перестроиться на
использование новых цифровых технологий там, где их раньше никогда не было.

03.02

20

Искусственный
интеллект и человек.
Стратегия
взаимодействия

1

Стратегия взаимодействия. Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России,
оптимизирующая процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный
интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек
обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Правила безопасного
использования цифровых ресурсов.

10.02

21

Что значит служить
Отечеству? 280 лет со
дня рождения Ф.
Ушакова

1

День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает 24.02
сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения
великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость,
героизм, самопожертвование.

23.12

22

Арктика – территория
развития

1

Многообразие и красота природы России: представление о природных особенностях
Арктики. Зима в Арктике самая холодная, снежная и суровая. Животные Арктики.
Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный
ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития
Арктики.

23

Международный
женский день

1

Международный женский день – праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в 10.03
современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории
России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.

24

День воссоединения
Крыма и Севастополя с
Россией. 100-летие
Артека

1

История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – 17.03
это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек –
пространство для творчества, саморазвития и самореализации.

25

Служение творчеством.
Зачем людям искусство?
185 лет со дня рождения
П.И. Чайковского

1

185 лет со дня рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога
между поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает
человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать
музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна великих композиторов,
писателей, художников, признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского,
служение своей стране творчеством.

31.03

26

Моя малая Родина
(региональный и
местный компонент)

1

Россия – великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим
своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю,
способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно
трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её историю и культуру.

07.04

27

Герои космической
отрасли

1

Исследования космоса помогают нам понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер 14.04
в развитии космической отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда
большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство
нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях невесомости
космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий.

28

Гражданская авиация
России

1

Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Как мечта летать изменила
21.04
жизнь человека. Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм
конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов.
Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией.

03.03

29

Медицина России

1

Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной политики страны.
28.04
Современные поликлиники и больницы. Достижения российской медицины. Технологии
будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и
улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее
призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения
обществу.

30

Что такое успех? (ко
Дню труда)

1

Труд – основа жизни человека и развития общества. Человек должен иметь знания и
умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно –
однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного
успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я
вырасту?

05.05

31

80-летие Победы в
Великой Отечественной
войне

1

День Победы – священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной
войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы
войны. Бессмертный полк. Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.

12.05

32

Жизнь в Движении

1

19 мая – День детских общественных организаций. Детские общественные организации
разных поколений объединяли и объединяют активных, целеустремлённых ребят.
Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные
дела и ощущают себя частью большого коллектива. Знакомство с проектами «Орлята
России» и Движение Первых.

19.05

33

Ценности, которые нас
объединяют

1

Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для человека и общества. Духовнонравственные ценности России, объединяющие всех граждан страны.

19.05

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

Цифровые ресурсы: https://razgovor.edsoo.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».